Кудаев Расул Владимирович

Кудаев Расул Владимирович родился 23 января 1978 года в п. Заречный Прохладненского района Кабардино-Балкарии, проживал в п. Хасанья города Нальчик, по обвинению в преступлениях, предусмотренных п.п. «а», «е», «ж», «з» ч. 2 ст. 105 («Убийство двух и более лиц общеопасным способом, организованной группой, из корыстных побуждений, сопряженное с бандитизмом»); ч. 4 ст. 166 («Неправомерное завладение автомобилями без цели хищения, совершенное организованной группой, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, а также с угрозой применения такого насилия»); ч. 3 ст. 205 («Террористический акт с применением огнестрельного оружия, совершенный организованной группой, повлекший иные тяжкие последствия»); ч. 2 ст. 209 («Участие в банде, созданной в целях нападения на граждан и организации, и в совершаемых ею нападениях»); ч. 2 ст. 210 («Участие в преступном сообществе»); ч. 3 ст. 222 («Незаконные приобретение, передача, хранение, перевозка и ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершенные организованной группой»); ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «б» ч. 4 ст. 226 («Покушение на хищение огнестрельного оружия и боеприпасов, совершенное организованной группой, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, а также с угрозой применения такого насилия»); п.п. «а», «б» ч. 4 ст. 226 («Хищение огнестрельного оружия и боеприпасов, совершенное организованной группой, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, а также с угрозой применения такого насилия»); ст. 279 («Активное участие в вооруженном мятеже в целях насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, нарушения территориальной целостности Российской Федерации»); ст. 317 («Посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих») УК РФ 23 декабря 2014 года приговорен ВС КБР к пожизненному лишению свободы в колонии особого режима. Находится под стражей с 23 октября 2005 года в связи с якобы участием в нападении на Нальчик 13 октября 2005 года. Признан политзаключенным так как уголовное преследование осуществляется по обвинению в правонарушении, совершенном другим лицом, с нарушением права на справедливое судебное разбирательство.

Полное описание

В 2001 году 23-летний житель Кабардино-Балкарской Республики Расул Кудаев, по его словам, направился для получения исламского духовного образования в Пакистан через территорию Афганистана, где был задержан талибами по подозрению в шпионаже и помещён в тюрьму. По сведениям сайта «Кавказский узел», при попытке бежать Кудаев был ранен, с тех пор у него в бедре находится пуля. После вторжения в Афганистан сил США он был задержан, отправлен в американский лагерь, а позднее перевезён в лагерь Гуантанамо. В условиях заключения у него развились хронические болезни печени и желудка.

В 2004 году Кудаев вместе с другими российскими узниками Гуантанамо без предъявления обвинений с американской стороны был передан российским властям. Выдвинутые против них Генеральной Прокуратурой РФ обвинения в незаконном пересечении государственной границы, наёмничестве и организации преступного сообщества не нашли подтверждения и в июне того же года все семеро бывших узников Гуантанамо были освобождены из-под стражи. Несмотря на это, он испытывал на себе повышенный интерес республиканских правоохранительных органов. В частности, 15 августа 2005 года его похитили прямо из дома и вывезли в УБОП МВД КБР. Благодаря вниманию правозащитников к бывшему узнику Гуантанамо, оспаривавшему в американском суде законность своего содержания на Кубе, этот интерес, однако, не повлёк до октября 2005 года серьезных последствий.

13 октября 2005 года несколько групп вооружённых людей, входивших в т.н. «Кабардино-Балкарский джамаат» и «Кавказский фронт ВС ЧРИ», совершили серию нападений на правительственные учреждения в столице Кабардино-Балкарии Нальчике, в том числе на три городских ОВД, Центр «Т» ГУ МВД по ЮФО, УБОП МВД КБР, пост ДПС «Хасанья», 43-й погранотряд, здания республиканского МВД, УВД по г. Нальчик, УФСБ по КБР, УФСИН по КБР, ОМОН, полка ППСМ, на аэропорт Нальчика, магазины «Арсенал» и «Подарки», а также другие объекты. В последовавших столкновениях между силами безопасности и боевиками, которые прекратились только на следующий день, погибло более 140 человек, в том числе 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 92 предполагаемых участников нападения и 15 мирных жителей; более 200 человек получили ранения.

23 октября, через 10 дней после нападения, Расул Кудаев был задержан у себя дома в посёлке Хасанья города Нальчик по подозрению в участии в событиях 13-14 октября. Его арест и последовавшее заключение под стражей, так же как и факты применения в его отношении жестокого обращения и пыток, детально описаны в отчете Международной амнистии в Комитет ООН против пыток в 2006 году (см. Amnesty International, “Russian Federation: Preliminary briefing to the UN Committee against Torture”, AI Index EUR 46/014/2006, pages 4-5.). Тяжесть состояния здоровья Расула Кудаева была подтверждена заключениями судебно-медицинских экспертов и свидетельскими показаниями. Адвокат Кудаева, его мать и сам Кудаев подавали многочисленные жалобы на жестокое обращение и неоказание ему медицинской помощи в прокуратуру и другие инстанции. Однако, с нашей точки зрения, расследование заявленных ими случаев пыток и жестокого обращения было сорвано проволочками, и в целом было недостаточным и неэффективным. В частности, так и не было проведено уголовного расследования по его многочисленным заявлениям, несмотря на наличие медицинских заключений, подтверждающих его травмы, полученные в заключении; следователи делали выводы, опираясь исключительно на показания сотрудников правоохранительных органов и не пытались провести независимого либо объективного расследования обращения, которому был подвергнут Кудаев. В 2006 году Кудаев подал жалобу в ЕСПЧ, в котором заявлял, среди прочего, о нарушении в его отношении ст. 3 («Запрещение пыток») и ст. 13 («Право на эффективное средство правовой защиты»Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с регулярными пытками и жестоким обращением после ареста, не проведением властями должного расследования заявлений по данным фактам, а также отсутствием средств правовой защиты в связи с  вышеупомянутыми жалобами.

4 марта 2011 года в ходе перевода задержанных в новое здание СИЗО города Нальчик Кудаев, наряду с несколькими другими подсудимыми, был помещён в карцер якобы за «нарушения правил внутреннего распорядка в СИЗО». Вскоре после перевода в новое здание он был жестоко избит сотрудниками охраны. Сообщив об этом инциденте в ЕСПЧ, представители Кудаева выдвинули запрос о рассмотрении его дела в приоритетном порядке. Данный запрос был удовлетворен 5 мая 2011 года, а 17 ноября 2011 года ЕСПЧ заявил о частичной приемлемости дела и коммуницировал свои вопросы по существу дела Правительству РФ. Части жалобы, признанные приемлемыми, относились к эпизодам пыток Кудаева и вопросам, связанным с отсутствием эффективных средств правовой защиты для отстаивания своих прав. В своем ответе на вопросы Суда, Правительство РФ заявило, что расследование утверждений Кудаева о применении к нему пыток было достаточно независимым и эффективным, а также что Кудаев, который уже ко времени заключения имел инвалидность, получал в заключении адекватный медицинский уход.

По версии следствия, Кудаев активно участвовал в нападении на Нальчик 13 октября 2005 года и, имея радиопозывной «Амиго», якобы руководил в ходе этого нападения вооруженной подгруппой из 6 человек, напавшей на пост ДПС «Хасанья», в результате чего погибли 1 сотрудник милиции и 1 гражданское лицо, получили ранения 7 гражданских лиц и 12 сотрудников милиции, был угнан автомобиль ЗИЛ ММЗ 4502 и нанесён имущественный ущерб в размере более 812 тыс. рублей. Р.В. Кудаев обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а», «е», «ж», «з» ч. 2 ст. 105; ч. 4 ст. 166; ч. 3 ст. 205; ч. 2 ст. 209; ч. 2 ст. 210; ч. 3 ст. 222; ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «б» ч. 4 ст. 226; п.п. «а», «б» ч. 4 ст. 226; ст. 279; ст. 317 УК РФ. В настоящее время находится под стражей, являясь одним из 58 обвиняемых по делу о нападении на Нальчик. Обвиняемыми первоначально проходило 72 человека, из которых 13 было амнистировано, а один умер в СИЗО. 23 декабря 2014 года Верховным судом Кабардино-Балкарской Республики Расул Кудаев был приговорён к пожизненному лишению свободы в колонии особого режима.

Основания признания политзаключенным: есть все основания полагать, что преследование Р.В. Кудаева имеет политические мотивы в связи с тем, что представители силовых структур, преследуя бывшего узника Гуантанамо, пытались тем самым обосновать наличие иностранного следа в событиях в Нальчике 13-14 октября 2005 года. Стоит отметить, что подобным же образом незаконному политически мотивированному преследованию подверглись и некоторые другие российские узники Гуантанамо (см. «Бугульминское дело»).

Обвинение Кудаева обосновывается его собственными показаниями, данными сразу же после задержания 24 октября 2005 года, и показаниями ряда других обвиняемых. Кудаев утверждает, что протокол допроса с «признательными показаниями» он подписал под физическим и психологическим давлением со стороны следователей следственной группы и оперативников и подробно рассказал на суде об обстоятельствах избиений и пыток, применённых к нему сразу после задержания. Фактически показаний, отраженных в указанном протоколе, он не давал, а лишь подписал готовый документ, не имея возможности более терпеть применяемые к нему пытки.

Доводы обвиняемого о применении к нему на стадии предварительного следствия физического и психологического насилия кроме его показаний подтверждаются, в т.ч. и показаниями некоторых из подсудимых, которые во время совместного содержания под стражей были непосредственными очевидцами избиений Кудаева либо видели его сразу после избиений и пыток. В частности об этом показали суду подсудимые Расул Ногеров, Шамиль Кучменов, Азамат Ахкубеков и другие. Также применение насилия к Кудаеву подтверждается его бывшим адвокатом, присутствовавшим на допросе, медицинскими документами, фотографией Кудаева, сделанной после его задержания сотрудником УФСИН России по КБР в помещении следственного изолятора.

Обвиняемые, давшие показания об участии Кудаева в нападении на Нальчик, на суде отказались от них и пояснили, что эти показания были даны ими под пытками. То, что следователи и оперативные работники целенаправленно добивались от них показания против Кудаева, несмотря на то, что многие из них никогда даже не встречались с ним, показали в суде А.А. Акхубеков, А.С. Акхубеков, З.В. Созаев, А.А. Кучменов, Ш.А.Кучменов, Р.Ю. Хуламханов, т.е. все лица, дававшие на предварительном следствии показания против Р. В. Кудаева. Например, А.А. Кучменов сообщил суду, что его показания в части участия в событиях 13 октября 2005 года подсудимого Р.В. Кудаева даны им в результате психологического и физического насилия и не соответствуют действительности. Подсудимый Кучменов подробно рассказал суду о пытках током, избиениях. Показания в части участия Кудаева были им заучены со слов оперативных сотрудников, которые настаивали, чтобы он оговорил Кудаева и, более того, придумывали и заставляли его отражать в своих показаниях некоторые детали для того, чтобы совместное участие А.А. Кучменова А.А. и Р.В. Кудаева в нападении на пост «Хасанья» выглядело более правдоподобным. Кучменов показал суду, что 13 октября 2005 года с Кудаевым не встречался и не видел его. А.А. Ахкубеков также пояснил, что его показания в части участия Р.В. Кудаева в нападении на Нальчик не соответствуют действительности. В ходе предварительного следствия к нему было применено психологическое и физическое насилие, его неоднократно избивали оперативные работники, которые настаивали, чтобы он оговорил Кудаева, Ногерова и Джангуразова, особенно при этом настаивая на оговоре Кудаева. В результате этого насилия он на протяжении всего следствия оговаривал Р.В. Кудаева, опасаясь избиений. Ахкубеков заявил, что до своего задержания с Кудаевым он не был знаком и не встречался с ним.

Дополнительно следует отметить, что показания обвиняемых на предварительном следствии о виновности Кудаева в части описания конкретных обстоятельств событий 13 октября 2005 года, данные в одно время, противоречили их показаниям, данным позднее, а показания одних обвиняемых противоречат показаниям других. При этом следствие никак не объясняет этих противоречий. При оформлении материалов допросов обвиняемых, проверок их показаний на месте, очных ставок были допущены существенные нарушения, в частности, нарушения, серьезно искажающие содержание показаний обвиняемых.

В ходе судебных заседаний выступили несколько свидетелей, подтвердивших алиби Кудаева в течение всего дня 13 октября 2005 года. В частности, свидетель Надежда Кеворкова, журналист, показала, что 13 октября 2005 года она неоднократно созванивалась с Р.В. Кудаевым. В промежуток времени между 9 и 10 часами утра она разговаривала с Кудаевым и его родными по телефону, они были вместе, также она разговаривала с Кудаевым после обеда. При этом разговоры велись как по мобильному, так и по домашнему телефонам. Также в течение дня с Кудаевым неоднократно разговаривали по телефону журналист Орхан Джемаль и лондонский адвокат Александра Зернова, представлявшая интересы Кудаева в суде по иску к властям США, которых суд допросить отказался. Кроме того, соседка утром видела Кудаева дома, а несколько свидетелей подтвердили, что в момент боя, в участии в котором обвиняется Кудаев, он находился на похоронах. Наконец, Расул Кудаев – инвалид, страдающий несколькими хроническими заболеваниями, что серьезность ограничивает его мобильность. Данное обстоятельство также ставит под сомнение версию обвинения.

Отсутствие доказательств вины Кудаева и, наоборот, наличие доказательств его невиновности, применение к нему насилия в ходе следствия и многочисленные иные нарушения его прав позволяют считать Р.В. Кудаева политзаключенным применительно к критериям ПЦ «Мемориал», т.к. лишение свободы было применено в нарушение права на справедливое судебное разбирательство, иных прав и свобод, гарантированных Международным пактом о гражданских и политических правах или Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод; оно было основано на фальсификации доказательств вменяемого правонарушения при отсутствии состава правонарушения в связи с его совершением иными лицами. С нашей точки зрения, дело Расула Кудаева относится к категории «Дела мусульман».

Признание лица политзаключённым не означает ни согласия ПЦ «Мемориал» со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключёнными лиц, ни одобрения их высказываний или действий.

Расул Кудаев свою вину полностью отрицает.

Адвокаты: Ахильгов Батыр Аликович, Гагиев Магомед Султанович, Эльджорукаев Расул Азретович.

Выдержки из обвинительного заключения в отношении Расула Кудаева

Описание нападения на Нальчике 2005 года приведено на сайте ИЦ «Агентура.Ru»

Ситуации, предшествовавшая событиям 13-14 октября 2005 года, рассмотрена в докладе ПЦ «Мемориал» «Кабардино-Балкария: На пути к катастрофе»

Ссылки на интересные публикации в СМИ:
http://kavkaz-uzel.ru/category/nalchik_attack
http://lenta.ru/articles/2005/10/14/blindness
http://rusplt.ru/policy/nalchiku-vosem-let.html
http://kavkaz-uzel.ru/articles/106023
http://regnum.ru/dossier/1506.html
http://kavkaz-uzel.ru/articles/233900
http://kavkaz-uzel.ru/articles/201947
http://kavkaz-uzel.ru/articles/220985
http://memo.ru/d/176548.html
http://memo.ru/d/153413.html

Ссылки на правозащитные и общественные заявления в поддержку политзаключённого:
http://188.166.56.161/news/nalchik-delo-58-mi-pc-memorial-kudaev-i-budtuev-nevinovny
http://memohrc.org/specials/vystuplenie-aleksandra-cherkasova​
http://memohrc.org/news/process-o-napadenii-na-nalchik-v-2005-godu-advokat-memoriala-trebuet-prekratit-ugolovnoe​

Дата обновления справки: 05.01.2015

  • «Дело 58-ми». Нальчик

Новости по теме

18 Июн, 2019 | 0:06 Riddle

Секрет успеха дела Ивана Голунова

19 Июл, 2017 | 13:36 Дождь

Пожизненно осужденный по «делу 58-ми» написал главе СПЧ о пытках в колонии

13 Июн, 2016 | 18:52

Кто сегодня становится политзаключенным

05 Фев, 2014 | 15:22

«Мемориал» признал обвиняемого по делу о нападении на Нальчик политическим заключенным