Левченко Игорь Юрьевич

Левченко Игорь Юрьевич родился 20 декабря 1995 года, украинец, гражданин России и Украины, житель подмосковного Красногорска, музыкант, певец, преподаватель музыки. 28 июня 2022 года Красногорским городским судов Московской области приговорён к 3 годам лишения свободы по п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ (Возбуждение ненависти либо вражды по признаку принадлежности к социальной группе с использованием сети «Интернет» с угрозой применения насилия). Лишён свободы с 15 марта 2022 года.

Полное описание

Поводом для преследования Игоря Левченко стал видеоролик с его участием, в котором,  как сообщало Главное следственное управление СК России, «согласно психолого-лингвистическому исследованию, содержатся призывы ненависти или вражды к российским военнослужащим с применением к ним насилия либо совершением их убийства». Очевидно, речь идёт о публикации, размещённой в его блоге в Instagram в формате сториз 24 февраля 2022 года. Там она сейчас недоступна, однако видео сохранилось. На нём Левченко, сидя с флагом Украины на плечах, говорит: «Я желаю смерти российским солдатам, которые вторглись в Украину. И я хочу, чтобы как можно больше трупов, трупов русских солдат в Украине были отправлены назад в Россию».

12 марта 2022 года музыканта задержали, после чего в Интернете появилась новая видеозапись, на которой он извиняется перед русскими солдатами, поясняет, что в момент публикации ролика был сильно пьян, и обещает впредь такого не повторять. Как сообщил МК, после «извинений» Игорь Левченко был освобождён, однако вскоре Следственное управление по Красногорску на основании материалов ФСБ возбудило против музыканта уголовное дело по п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ. 15 марта он вновь был задержан и отправлен в СИЗО. Привлечённые следствием эксперты обнаружили в его публикации признаки возбуждения ненависти к социальной группе «российские военнослужащие». Согласно сообщению СК, свою вину молодой человек признал.

28 июня 2022 года судья Красногорского городского суда Московской области Елена Валентиновна Лаврова приговорила Левченко к 3 годам лишения свободы. 30 августа 2022 года Московский областной суд рассмотрел апелляционную жалобу, поданную адвокатом, и оставил приговор без изменений.

Основания признания политзаключённым  

Несмотря на то, что видеообращение Левченко содержит пожелание смерти, в его словах отсутствует призыв, в связи с которым они могли бы представлять угрозу, в них нет даже попытки побуждения кого-то к действию. Более того, это даже не попытка вызвать ненависть или другие чувства у зрителя, ведь в таком случае приводились бы какие-то аргументы, — Левченко же просто делится собственными эмоциями и пожеланиями. «Ненависть и вражду», очевидно, вызывают действия российских военных, незаконно вторгнувшихся на территорию Украины, а не вполне объяснимая эмоциональная реакция на эти действия.

Кроме того, мы согласны с озвученной ранее позицией Правозащитного центра «Мемориал» и центра «Сова» о том, что неопределённое, оценочное понятие «социальная группа» следует исключить из антиэкстремистского законодательства. Его присутствие в российском уголовном праве вызывает критику не только у правозащитников, но и в научном юридическом сообществе. Понятие социальной группы не раскрывается в уголовном законе, отсутствуют соответствующие разъяснения и в актах Верховного суда РФ. Мы находим, что если и признавать правомерность и необходимость защиты уголовным законодательством социальных групп, то, очевидно, это должны быть уязвимые группы, к которым явно не относятся российские военнослужащие, тем более в момент нападения РФ на соседнее государство. Стоит обратить внимание, что Левченко желает смерти именно «российским солдатам, которые вторглись в Украину», а не любым представителям этой профессиональной группы.


Анализ современной правоприменительной практики показывает, что в качестве возбуждения ненависти и вражды в отношении произвольно выделяемых социальных групп российские правоохранительные органы и суды рассматривают любые критические или эмоциональные высказывания в отношении власти, чиновников, силовых структур или армии. В то же время очевидно, что основания для критических высказывания в адрес российских военнослужащих, участвующих в агрессии России против Украины, имелись не только у Левченко, но и у любого человека, приверженного миру, правам человека и международному праву.

Кроме того, в словах Левченко очевидно отсутствует угроза применения насилия, необходимая для квалификации дела именно по п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ. Насилие, о котором идёт речь в ролике, очевидно будет осуществлять по отношению к российским военным не Левченко, а служащие ВСУ, для которых они являются законной целью.

Отметим также, что риск причинения какого-либо вреда действиями Левченко был ничтожен в том числе и потому, что его ролик был опубликован в формате сториз, то есть автоматически исчез по истечении суток. Единственная обнаруженная нами копия этого видео была сохранена не единомышленниками Левченко, а, напротив, его идеологическими противниками. 


Стоит обратить внимание на личность Игоря Левченко. В своём блоге, где большую часть контента составляют его собственные песни и рассказы о музыкальных планах, музыкант изредка делился своими размышлениями о добре и зле, необходимости людям разных национальностей, разных убеждений, полов и сексуальной ориентации жить в мире между собой, высказывался против разгонов гей-парадов, против всеобщего ожесточения, выступал за либеральные ценности.

Например, он писал: «Давайте быть добрее друг к другу. Давайте уважать друг друга, вне зависимости от того, гей ты или нет, верующий или атеист, за прививки ты, или против. Давайте видеть друг в друге ЛЮДЕЙ! А человек — априори заслуживает уважения, счастья и борьбы за это СВОЁ счастье».  

В своём блоге Левченко не раз демонстрировал свою гражданскую позицию по поводу общественно-политических событий. В июле 2019 года он возмущался жестокостью российских силовиков при разгоне мирных акций протеста, в 2021-м критиковал режим Лукашенко и пассивность российского МИДа в связи с арестом Романа Протасевича и Софьи Сапеги, а также заявил, что поддерживает акции в защиту Алексея Навального, проходившие по всей стране. При этом все тексты Левченко в блоге оставались корректными, в них отсутствовала резкая лексика или агрессивные призывы.

Левченко исполнял свои песни на русском, украинском и английском языках. В блоге можно увидеть его фотографии на фоне украинского флага, иногда он писал и посты на украинском языке, интересовался событиями в Украине и отношением к ним в России. К примеру, в августе 2021 года он писал:

«”В Украине возрождается нацизм”. Эту фразу можно услышать, к сожалению, не только из уст госпропаганды, но и от некоторых жителей России, знающих об Украине только из телевизора. Это ложь. Когда в Украине маршируют националисты, прославляя С. Бандеру, это их личное дело, в рамках демократии и свободы слова. Стоит помнить, что Бандера много лет сидел в нацистском концлагере. Но это другой вопрос. Пусть им и его ролью в истории занимаются историки. НАЦИЗМ — САМОЕ СТРАШНОЕ, ЧТО КОГДА-НИБУДЬ ИЗОБРЕТАЛ ЧЕЛОВЕК и украинцы заплатили миллионы жизней в борьбе с ним, сражаясь в рядах советской и повстанческой армии. Считаю, что, сравнивая гитлеровскую Германию с сегодняшней Украиной, эти люди, сами того не понимая, низвергают саму ценность Победы над Нацизмом, пороча её грязным политическим бельём информационной войны между нашими народами. Не поддавайтесь и не верьте. Нацизм был только один, только в Германии и его победили раз и навсегда».

Очевидно, что как украинец и гражданин Украины Игорь Левченко особенно болезненно отреагировал на начало полномасштабного вторжения. И хотя в первые часы после этого события он позволил себе более резкие, чем обычно, слова, они были вполне объяснимы в этой ситуации. При этом нельзя сказать, что он — пусть даже под влиянием развязанной Россией полномасштабной агрессии против Украины — мог начать провозглашать то, против чего всегда последовательно выступал: ненависть по мотивам принадлежности человека к какой-либо группе. Его гнев вызывает не принадлежность людей к группе, а их заведомо преступные действия.

На следующий день на странице Левченко была опубликована его антивоенная песня на английском языке с русскими субтитрами, которая, как он указывает в комментарии, была написана в ночь после нападения России на Украину. Вот её текст:

 Why should we fight?

Why can’t it be all right? Why should tears flow?

Who needs this war?

No war!

We have to save lives!

I hate guns!

I hate Mars!

No war! No more!

We never-never open that door!»

28 февраля Левченко выступил со своей песней на антивоенном фестивале общества «Мемориал». 7 марта он опубликовал песню в Instagram ещё раз, на этот раз проиллюстрировал её кадрами бомбардировок, разрушенных украинских городов и украинцев, которые пережидают налёты в бомбоубежищах.

Текст песни «No war» подтверждает, что даже после начала полномасштабной войны Игорь Левченко по-прежнему придерживался ценностей пацифизма, призывая в первую очередь к прекращению военных действий. Пожелание смерти российским оккупантам в этой ситуации можно интерпретировать как выражение поддержки жертве агрессии и защите Украины как справедливое возмездие, уменьшение угрозы для Украины и приближение мира.

Применение к Левченко лишения свободы сперва в качестве меры пресечения, а затем в качестве наказания за слова, произнесённые под влиянием преступного нападения России на его родную страну, является неадекватным и несоразмерным.

Отдельное неприятие вызывает часто используемая силовиками в последние годы практика видеосъёмки на камеру для последующего распространения в СМИ и соцсетях «извинений» задержанных и «признаний» ими своей вины. Подобные действия с задержанными не предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом РФ, не относятся к законным следственным действиям, не являются официальным признанием вины и осуществляются, как правило, в отсутствие адвоката. Их цель — психологическое воздействие на задержанного, давление на него, а затем, путём распространения и демонстрации, — на общество, для его обмана и устрашения, а также компрометация «извиняющегося» в глазах единомышленников.

Ярким примером подобного неправомерного применения ст.282 УК РФ стало дело в отношении молодых московских поэтов, участников Маяковских чтений Николая Дайнеко, Артёма Камардина и Егора Штовбы, признанных нами политзаключенными. 

Проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», согласно международному Руководству по определению понятия «политический заключённый», находит, что данное уголовное дело является политически мотивированным, направленным на недобровольное прекращение критики государственной власти и развязанной ей военной агрессии, на удержание власти субъектом властных полномочий. Лишение свободы применено к Игорю Левченко в нарушение права на свободу выражения, на справедливое судебное разбирательство и иных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, Международным пактом о гражданских и политических правах и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. 

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает Игоря Левченко политическим заключённым и требует его освобождения.

Признание людей политзаключёнными не означает ни согласия с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.

Как помочь?

Отправлять пожертвования для помощи семьи Игоря Левченко можно на карту Сбербанка 2202 2036 0309 5573 (Галина Даниловна, бабушка Игоря).

На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым.

Новости по теме

29 Янв, 2024 | 8:33

Отчёт по новогоднему сбору для политзаключённых

25 Дек, 2023 | 8:00

Игорь Левченко прислал письмо из СИЗО

21 Дек, 2023 | 8:52

Новогодний сбор для политзаключённых

09 Ноя, 2023 | 10:29

Мы считаем политзаключённым музыканта Игоря Левченко