Мы считаем политзаключённой Зарему Мусаеву
Чеченские силовики вывезли её из Нижнего Новгорода в Грозный, где арестовали по сфабрикованным обвинениям
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Зарему Мусаеву политической заключённой. Фактически Мусаеву взяли в заложники из-за того, что её сыновья активно критикуют режим Рамзана Кадырова, а её муж, федеральный судья Сайди Янгулбаев, отказывается осудить их деятельность. Уголовное дело против Мусаевой нацелено на прекращение публичной деятельности её сыновей и явным образом сфабриковано.
Мы требуем немедленно освободить Зарему Мусаеву из-под стражи и обеспечить объективное и справедливое расследование предъявленных ей обвинений.
Кто такая Зарема Мусаева и в чём её обвиняют?
Зарема Мусаева – жена федерального судьи Сайди Янгулбаева. Их младший сын, Ибрагим Янгулбаев, был администратором оппозиционного телеграм-канала, выступающего с критикой режима Рамзана Кадырова, а старший сын, Абубакар Янгулбаев, занимался правозащитной деятельностью и работал юристом в «Комитете против пыток».
Последнее время семья Янгулбаевых – Сайди Янгулбаев, Зарема Мусаева и их дочь – жила в Нижнем Новгороде.
Вечером 20 января 2022 года чеченские силовики при поддержке нижегородской полиции вторглись в их квартиру и, не сумев найти предлог, чтобы вывезти в Чечню Сайди Янгулбаева, пользующегося неприкосновенностью федерального судьи, забрали его жену.
53-летней женщине, страдающей от диабета, не позволили ни одеться, ни взять с собой лекарства. Её затолкали в машину и повезли в Грозный, где арестовали на 15 суток по статье о мелком хулиганстве: она якобы ругалась матом при задержании.
Впоследствии против Мусаевой возбудили уголовное дело по статье о применении насилия против сотрудника полиции (ч. 2 ст. 318 УК РФ). Следствие утверждает, что она избила полицейского при оформлении административного протокола.
Кроме того, Мусаевой предъявили обвинение в мошенничестве (ч. 3 ст. 159 УК РФ) по уголовному делу, возбуждённому в Чечне ещё в 2019 году. На тот момент Мусаева и её муж уже два года жили за пределами республики. Адвокатам до сих пор не позволяют ознакомиться с материалами этого дела.
Делом Мусаевой занимаются юристы «Комитета против пыток». Они уже подали десятки ходатайств, жалоб и заявлений на действия сотрудников правоохранительных органов, но чеченские и нижегородские власти саботируют разбирательство по ним.
Сразу после похищения Мусаевой ЕСПЧ потребовал от российских властей немедленно обеспечить её безопасность в соответствии с Правилом 39. С призывами освободить Мусаеву выступили Евросоюз, Государственный департамент США и Amnesty International. Глава Совета по правам человека Валерий Фадеев попросил передать её уголовное дело из Чечни в управление Следственного комитета по Северо-Кавказскому федеральному округу или центральный аппарат ведомства.
Почему мы считаем Мусаеву политзаключённой?
Мы связываем похищение и уголовное преследование Заремы Мусаевой с оппозиционной и правозащитной деятельностью её сыновей Абубакара и Ибрагима Янгулбаевых.
Ибрагима Янгулбаева дважды, в 2015 и 2017 годах, задерживали чеченские силовики. Его держали в секретной тюрьме в Грозном и пытали из-за того, что он администрировал оппозиционный телеграм-канал.
Его отца, федерального судью Сайди Янгулбаева, вынудили уйти в отставку после того, как он отказался публично осудить и ударить своего сына.
В конце 2020 года ситуация для семьи Янгулбаевых вновь обострилась: братьев Янгулбаевых обвинили в причастности к администрированию оппозиционного телеграм-канала 1ADAT. Ибрагим и его младший брат Байсангур Янгулбаевы покинули Россию, а остальные члены семьи – Чечню. Оставшейся в стране части семьи стали поступать угрозы убить и изнасиловать женщин.
После похищения Заремы Мусаевой в Чечне развернулась кампания против всей семьи Янгулбаевых. Рамзан Кадыров публично назвал их врагами Чечни и террористами и заявил, что их «ждёт место либо в тюрьме, либо под землёй». Он открыто призывал уехавших из России братьев Янгулбаевых вернуться, чтобы «освободить свою мать». Подобные заявления делали и другие руководители Чечни. Родственники Янгулбаевых в Чечне неоднократно подвергались задержаниям.
Мы считаем, что Зарема Мусаева фактически является заложницей Рамзана Кадырова, а её похищение вписывается в рутинные практики чеченских силовиков.
Подробнее описание дела Заремы Мусаевой и позиция Правозащитного проекта изложены в нашей справке.
Признание людей политзаключёнными не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.
Как помочь?
Письма можно писать по адресу: 364037, г. Грозный, улица Кунта-Хаджи Кишиева, 2, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Чеченской республике, Мусаевой Зареме Абуязитовне, 1969 г.р.
Сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым можно через кошелёк Юmoney или PayPal (helppoliticalprisoners@gmail.com) Союза солидарности с политзаключёнными.